Босс не узнает: играем, работаем и не палимся
Геймерские ноутбуки берут не только для игр — это факт. Высокопроизводительное железо, отличное охлаждение и «заточенность» под работу на пределе возможностей частенько выручает в рабочих процессах, где обычные ноутбуки не держат удар. Некоторые рутинные задачи не позволяют заниматься ничем общественно-полезным — но у нас мощный игробук, а значит, можно по-быстренькому зарубить партейку-другую. Заодно проверим, как железо справится с хардкорной задачей и динамичным развлечением одновременно.
Проводить симуляцию различных условий и заниматься оптимизацией будем на ASUS ROG G752 — 17-дюймовом игровом буке с оптимальным набором железа внутри. Intel Core i7-7700HQ (лучший проц, что сегодня можно встретить в лэптопе) работает в паре с пред-топовой видеокартой NVIDIA GTX 1070 и 16 Гб высокоскоростной оперативки DDR4. Система на быстром NVMe SSD, под игры и файлы — классический ноутбучный терабайтник на 5400 оборотов. В общем, начинка достойная.
В качестве испытаний возьмём задачи, которые не требуют непосредственного участия пользователя, но серьёзно нагружают тот или иной аппаратный блок — процессор, оперативку, жёсткий диск в разных пропорциях.
Задачи для программистов
Само по себе программирование не требует особых ресурсов: сидишь себе, пишешь код — тут и нетбук справится. А вот сборка готового проекта и тестирование новых функций легко потребляет гигабайты оперативки и грузит современные компьютеры по полной. Иногда производительность компилятора упирается не в вычислительные возможности железа, а в объёмы доступной памяти и скорость работы жёсткого диска. Ничем полезным в процессе компиляции не заняться, разве что... Запустить какую-нибудь простую игрушку, не требовательную к ресурсам в реальном времени и подождать, пока программа доделает своё дело.
Hearthstone, Magic Duels или Faeria имеют сравнительно короткую игровую сессию (а также синглплеерный режим, в котором доступна пауза) и запустятся даже на самом скромном железе — с одновременной работой компилятора осложнений у нас не возникло. Кроме того, все карточные игры требуют думать наперёд, развивать логику, уметь неплохо считать и предугадывать возможные трудности — самое то, чтобы отвлечься от работы и размять мозги программиста.
Среднечасовая нагрузка Hearthstone одного ядра Core i7-7600HQ на 15-20%, а потребление оперативной памяти колеблется на уровне 350-450 мегабайт: игрушка простенькая, ресурсов не так много. Интернет и просмотр видео на YouTube занимают систему примерно в той же степени — особенно если у вас стоит Google Chrome с его непомерными аппетитами к оперативной памяти и множеством отдельных процессов для каждой вкладки.
Работа с фотографией
Современное железо отлично справляется со всеми возможными задачами в Photoshop, и огромный десктоп нужен разве что для гигантских панорамам или кадров с супер-фотоаппаратов. У нас куда более распространённый сценарий: пакетная обработка снимков с одного мероприятия. Базовая цветокоррекция группы однотипных изображений в схожих условиях, сохранение в TIFF для последующей ретуши и параллельное создание маленьких JPEG-превью, чтобы заказчик мог быстро выбрать необходимое — самое то.
Прокачка 16 ГБ RAW-файлов с немного «зеленящей» картинку Canon 6D по 24 МП каждый — серьёзная нагрузка сразу на все подсистемы: процессор занимается декодированием, применением гамма-кривых к каналам, модификацией растровых изображений, видеокарта — быстрыми преобразованиями при ресайзе картинок, оперативка забита рабочими данными, с диска постоянно производится чтение и запись. Пользователю остаётся только ждать, смотреть видосы на YouTube, читать 4PDA или... запустить Overwatch? Вполне себе вариант. Но чтобы работа не страдала, а раунды не сливались из-за внезапных подтормаживаний, мы применили немного компьютерной магии.
Котлеты — отдельно, мухи — отдельно
На большинстве геймерских компьютеров нынче от 4 физических ядер (а случае с i7 — так ещё и 8 потоков). Есть, конечно, и уникумы, играющие на «пекарнях» с двухъядерными Pentium — бюджет, в конце концов, у всех разный, но вообще такие машинки нацелены на максимально быструю работу с одной задачей. Владельцы же кошерных многоядерных процессоров могут разнести задачи по отдельным вычислительным блокам: открываете «Диспетчер задач» (Shift+Ctrl+Esc), выбираете нужную программу, и переходите к её дополнительным свойствам.
А дальше магия правой кнопки мыши позволяет оставить фотошопу 2 ядра и 4 потока:
Помните, что для системы между реальными ядрами и их логическим представлением, которое даёт гиперпоточность — никакой разницы нет, поэтому если у вашего четырёхъядерника внезапно нарисовалось 8 ядер — выделять их надо попарно (0+1, 2+3, 4+5, 6+7). Из деления по принципу «чётные/нечётные» ничего хорошего не выйдет.
В случае с теми же фотографиями Photoshop тратит немало времени на открытие файла и его загрузку в оперативную память, а также на растровые операции и сохранение изменений. Но при этом ваш модный Core i7 большую часть времени будет простаивать, а не заниматься полезными вычислениями, поэтому можно смело разделить нагрузку: пару ядер отдать игре, а ещё пару —«фотошопу». Программы перестанут конкурировать за процессорное время, ядра будут загружены равномернее и всё пройдёт гладко.
Контроль аппетита
Ограничить потребление оперативной памяти достаточно сложно: почти весь рабочий софт перешёл с 32-битной архитектуры на х64, и умеет занимать практически всю доступную RAM. У пакета Adobe в настройках можно выделить допустимые объёмы оперативки (CTRL+K, вкладка Performance): так как пакетная обработка занимается одним файлом за раз, 4 ГБ будет с головой, а Overwatch много и не надо.
Учёт узких мест в системе
Если у вас один объёмный жёсткий диск, любые параллельные задачи станут настоящей пыткой для железа. К счастью, у ASUS ROG G752 есть встроенный NVMe-SSD: с его запредельными скоростями на чтение и запись можно просто забыть о лагах в софте и играх, а рабочие файлы разместить на медленном классическом накопителе. К сожалению, дать советы кроме «выбирайте SSD и разделяйте нагрузки» не выйдет: обычные HDD вряд ли ждёт рывок в производительности, а «старые» SSD на базе SATA-интерфейса уже вплотную подобрались к пределам его пропускной способности. По-настоящему свободными ото всех этих проблем с доступом к данным можно считать только SSD-накопители с NVMe-интерфейсом, которые ставят в самые современные ПК и ноутбуки.
Правда, стоимость таких девайсов, способных вместить среднестатистическую библиотеку Steam’а или Origin’а, увы, расстраивает даже самых обеспеченых пользователей. Так что владельцам классических HDD и ноутбуков просто следует держать в голове ещё один ограничивающий фактор, и либо играть в что-то некритичное к лагам, либо усмирять вспышки гнева, когда «затык» по вине медленного диска будет стоить вам дуэли или игровой партии.
Результаты тестирования
Вернёмся к нашему сценарию: фоновый ресайз и сохранение картинок в двух вариантах при одновременно запущенном Overwatch. Так как объём доступной оперативки для Photoshop'а мы ограничили на 4 ГБ, а по процессору выставили только 2 ядра и 4 потока, выделив сетевому шутеру вторую половину CPU, задачи не сражались за обладание ресурсами системы. FPS, конечно, был несколько ниже из-за недогруза видеокарты командами на отрисовку. Но так ли уж важно, 100 кадров в секунду у вас или 120 на максимальных настройках, если вы не катаете в рейтинговые игрушки, а зашли развлечься, пока комп занят «полезным делом»? Матч успешно проигран, вас костерят в командном чате... а все фотографии уже разложены по папкам в нужном формате.
Запуск той же задачи в Photoshop'е с указанными выше ограничениями и без них приводит к разнице во времени исполнения на уровне 5% — показатели на уровне погрешности, то есть рабочая задача вообще никак не пострадала в скорости исполнения, и только игрушке косвенно не хватало ресурсов CPU — он недогружал работой GPU, который отрисовывал не 120+ кадров в секунду, а всего лишь 100.
Берегите файлы
Ноутбучные «харды», конечно, конструируются с расчётом повышенных вибрационных нагрузок, но никто не застрахован от внезапной кончины коробочки с магнитными блинами: а ведь данные на ней могут стоить куда дороже самой железяки. Обидно будет потерять почти завершённый рабочий проект, смонтированный видеоклип или огромный архив фотографий, а посему бэкап — наш выбор. Отправлять на хранение несжатые данные простым копированием можно, если они будут нужны совсем скоро, а во всех остальных случаях лучше довериться специальному софту: он не будет множить лишние сущности, сожмёт то, что сжимается, проверит состояние старых файлов и вообще возьмёт всю рутину на себя. Построение первого бэкапа с 500 ГБ данных занимает много времени — проще всего бросить машинку на ночь. Но такая возможность есть не всегда, так что попробуем скоротать ожидание за игрой в GTA V.
Оставляем одно ядро «бэкапилке», чтобы не лезла в игровой процесс, назначаем ей рабочие задачи: папки с фото, музыкой, кучей файлов различных типов, указываем сетевой NAS как хранилище данных и... драгоценные байты потекли по сети, загружая Wi-Fi адаптер, жёсткий диск и CPU. А мы тем наблюдаем, как служащие полиции Лос-Сантоса занимаются непотребствами в рабочее время и представляют угрозу для окружающих и самих себя.
Ну и помогаем им, по возможности. GTA V — один из шедевров игровой оптимизации, и влияние резервного копирования в фоне заметно лишь в полёте на «Лазере» (самом быстром самолёте) над Вайнвудом. Игра большая, стоит на том же HDD, который читает бэкапилка, и диск попросту не всегда успевает отдавать игре нужные данные при переходе из пустынного региона к насыщенному жизнью мегаполису.
Дури до дури
Нынешнее железо более чем способно справиться с несколькими играми одновременно. В конце концов, посмотрите на консоли: там и процессор никудышный, и видео из прошлого, а всё идёт без проблем. Современный же ноутбук, ощетинившись своими ядрами, мегагерцами и низкоуровневыми API ни в чём не уступает железкам, чья основная задача — игры запускать. Более того, он может справиться с двумя, тремя, да хоть с четырьмя одновременно. Вопрос только один: «Зачем?».
Скажем, запустить третьего «Ведьмака» на максимальных настройках, а между квестами приторговывать на аукционе в WoW? Легче лёгкого. Core i7-7700 QM обеспечит вдоволь вычислительных ресурсов, а GTX 1070 с её 8 ГБ на борту даже выгружать ресурсы не станет.
Кроме того, у вас 16 ГБ высокоскоростной оперативной памяти и NVMe-накопитель, который умеет практически моментально засасывать всё лишнее в swap-файл и возвращать данные по первому зову операционки.
3-4 гигабайта оперативной памяти, которые потребляют топовые игры в разрешении FullHD, улетят на диск за полторы-две секунды, а восстановятся за одну. Утонуть в гоночном экстазе фестиваля скорости, высокополигональной графики и потрясающих погодных эффектов в Forza 3, а в перерывах между сетевыми заездами перекинуться с друзьями картишками в бета-версии Гвинта? Самое то.
В конце концов, можно просто забыть, что автосимулятор у вас запущен и свёрнут, и после очередной победы пойти наводить порядке на Марсе и в Аду — ну, DOOM так DOOM, железо вам и слова не скажет. Вот коллекция ваших магических карт, вот дробовик, спорткар, и команда разнообразных специалистов, ведущих непримиримую борьбу с противниками. Всё запускается, работает одновременно и не создаёт проблем друг другу: спасибо современным технологиям. Разве что переключаться Windows будет не так шустро, как между вкладками браузера.
Логика и здравый смысл
Помните, что разработчики и так бьются за обладание ресурсами вашего компьютера, стараясь получить максимум возможного. Их задача — сделать так, чтобы всё работало плавно и не подводило в тяжёлую минуту. А вот заниматься настройкой совместимости своего детища с другими ресурсоёмкими программами и уж тем более — с произведениями конкурентов — совершенно недосуг. Мощности ASUS ROG G752 с головой хватает даже для самых требовательных игр, запущенных параллельно, и система, установленная на скоростной SSD не испытывает ресурсного голода. А как вы справляетесь с потребностями в многозадачности, и выдерживает ли ваше железо такие испытания? .
Автор текста: Иван Крылов
Источник: