«Мы круче Илона Маска» — как РЖД делает поезда будущего
Российские поезда у многих ассоциируются с нафталиновым прошлым: голые пятки в плацкарте, неработающее радио и неистребимый запах варёной курицы. Однако этот стереотип скоро прибудет на вечную стоянку в депо — прямо сейчас в РЖД делают всё, чтобы превратить железные дороги в совершенство технической мысли. Мобильные приложения, многофункциональные смартфоны, беспилотные локомотивы и даже вокзал родом из Watch Dogs — обо всём этом 4PDA рассказали специалисты-инноваторы Октябрьской железной дороги.
«Через три года на МЦК будут автоматические поезда»
Павел Попов, руководитель разработки систем управления локомотивов НИАСС. Внедряет беспилотники:
Разрабатывать автоматически управляемые составы мы начали ещё в 2016 году — спустя два года уже имеем работающие прототипы. Беспилотники сейчас в режиме бета-тестирования обслуживают крупнейший на Балтике грузовой порт Усть-Луга. Благодаря маневровым датчикам они «видят» препятствия на большем расстоянии, чем тормозной путь поезда. Преграды могут быть разные: люди, объекты, животные или упавшие деревья. Совсем без человека не обходится: диспетчер сидит в центре управления станции, задаёт маршрут и следит за корректной работой роботизированного транспорта.
Мы рассматривали вариант управления с планшета, но в итоге отказались. Слишком велик риск пустить поезд под откос случайным свайпом по тачскрину. Поэтому для диспетчера мы создаём «виртуальную кабину» на рабочем месте — удобно переключаться с одного локомотива на другой в удалённом режиме.
Сейчас перед нами стоит глобальная задача — в ближайшие три года полностью автоматизировать движение на Московском центральном кольце. Это сложно, потому что тормозной путь «Ласточки» — 500-600 метров при экстренной остановке. Дорогу оборудуют специальными датчиками, которые помогут контролировать движение беспилотников, однако основную нагрузку возьмут на себя радары и лидары на самом локомотиве.
Функционирует это так: инструменты визуального контроля передают данные в центральный компьютер, AI их обрабатывает, после чего принимает решение — например, остановиться. Здесь задействован достаточно сложный алгоритм обработки видеоизображений, который требует больших вычислительных ресурсов. У нас над этим трудится целая лаборатория. Это очень серьёзная математика, тесно связанная с военными исследованиями по обнаружению, отслеживанию и просчитыванию траектории движения объектов.
Добавлю, что мы активно работаем с ведущими производителями компьютерного железа и программного обеспечения. NVIDIA регулярно снабжает нас передовыми комплектующими. Также сотрудничаем с российскими компаниями, включая «Яндекс» и НАМИ (проект «Кортеж»).
Если сравнивать с автомобильными «самовозками», скажу, что наша индустрия на шаг впереди Илона Маска и когорты его подражателей. У ИИ-грузовиков сейчас неполадки с датчиками приборов — из-за непогоды или лихой езды они загрязняются. А на ЖД с такой проблемой разобрались.
Зато у нас есть другая беда: у некоторых пассажиров напрочь отсутствует культура безопасности. Если человек будет переходить железнодорожные пути вне оборудованных переходов, стараясь проскочить перед поездом, — трагедия не заставит себя ждать. А СМИ потом напишут: «Беспилотный локомотив сбил человека» — и у общества выработается неверное представление о такой технике. Поэтому скорость развития самоуправляемых систем и внедрение их на МЦК напрямую зависят от сознательности и ответственности москвичей.
«Скоро можно будет ездить по столицам России, имея на руках лишь смартфон»
Михаил Алёшин, начальник отдела автоматизации систем управления СЗППК. Занимается автоматическими системами оплаты:
С 2016 года мы внедряем умные системы продаж, оплаты и прохода пассажиров. Разработали, например, специальное приложение для iOS и Android — можно покупать билеты в электронном виде и показывать их на смартфоне контролёру. Результат не заставил ждать: однажды в середине июля мы реализовали 5200 электронных билетов за сутки.
Гаджеты у нас тоже есть — например, мобильная касса МК35Ф, петербургская разработка. Этой штуковиной можно проверять проездные и билеты, принимать оплату, а также оценивать подлинность купюр.
Что дальше? Сейчас трудимся над тем, чтобы на «Тройку», «Подорожник» и «Два города» добавить карточки пригородных поездов. Вы сможете свободно путешествовать на метро и электричках обеих столиц, имея на руках лишь паспорт и смартфон.
«У проводника есть гаджет, где он видит все заказы пассажиров»
Денис Аксёнов, работает в Дирекции скоростных сообщений:
В скоростных поездах «Сапсан» и «Аллегро», соединяющих Санкт-Петербург с Москвой и Хельсинки, все стюарды вооружены многофункциональным коммуникатором. С его помощью можно посмотреть проездные документы любого пассажира.
Легко даже узнать, что человек заказал на борту поезда. А ещё в аппарате есть специальная штука для считывания штрихкода, удобно проверять билеты на любом носителе: специальном бланке, распечатке заказа с сайта или с экрана смартфона.
«Если играли в Watch Dogs, поймёте, о чем я»
Юрий Быховский, заместитель начальника дирекции пассажирских обустройств:
На базе Финляндского вокзала Санкт-Петербурга запустили проект «smart-вокзал». Если играли в Watch Dogs, сейчас поймёте, о чём речь. Нажав одну кнопку на телефоне или планшете, мы можем заблокировать все входы и выходы, удалённо управлять освещением на станции, руководить звуковыми объявлениями. А также мониторить действия персонала, удалённо подключаясь к каждой камере системы безопасности.
Пока что это пилотная разработка. Когда проект получит оценку высшего руководства, распространение умных вокзалов не заставит себя ждать. Уже вижу вопрос о хакерах: сервис использует самые современные протоколы безопасности. Шансы обойти защиту у среднестатического взломщика очень невелики.
Ещё расскажу, как нам помогли гаджеты во время чемпионата мира. Персонал ЖД не всегда идеально говорит по-английски. Поэтому мы оснастили планшетами с голосовыми переводчиками все станции, куда могли дотянуться туристические маршруты. Опыт следует признать позитивным.
Так удалось понять вопросы иностранных гостей и упростить им поездку. Особенно запомнились приключения группы французов, которые перепутали два Новгорода: сошли с поезда в Великом вместо Нижнего. ИИ-переводчик помог начальнику станции разобраться в ситуации. Болельщики спустя пару часов продолжили путешествие — на этот раз в верном направлении.
Беседовал Григорий Спицын