Вместо «мыльного кинца»: как известные актёры снимались в играх
Юное поколение геймеров часто игнорирует 90-е — смелый период индустрии, наполненный духом панк-рока и нонконформизма. Часто причина такого пренебрежения — примитивное 3D, которое сегодня трудно воспринимать всерьёз. На самом деле в то время выходили игры, выглядящие куда реалистичнее современных хитов. Не верите? Мы докажем!
Уже в конце 70-х индустрия электронных развлечений грезила кино. Но в эпоху Atari 2600, разумеется, тягаться с Голливудом было бессмысленно. И только в 1983-м начали появляться автоматы, на которых вместо восьмибитной графики использовалось видео или мультипликационные вставки. Впрочем, такие нововведения были доступны лишь владельцам аркадных залов — домашние консоли и ПК тех времён не тянули полноценное видео.
Night Trap, 1992, SEGA CD
Ситуация кардинально изменилась на заре девяностых, когда на рынок попали компакт-диски, предлагавшие немыслимые по тем временам объёмы памяти. Но зачем пытаться превращать игры в кино, если можно просто делать интерактивное кино? Ответом и стал новый поджанр — Full Motion Video. Благодаря FMV компании смогли привлекать к своим проектам знаменитых актёров и использовать громкие имена для рекламы — приём, давно работающий в Голливуде. Давайте вспомним известных звёзд, которые оставили свой след в этой короткой, но интересной эпохе.
Кристофер Уокен («Сонная Лощина», «Семь психопатов»)
Профессиональная жизнь у актёра получилась не только продуктивной (больше 130 фильмов за 66 лет!), но и крайне разнообразной: Уокен успел опробовать профессию дрессировщика львов, танцора в ночном клубе и театрального постановщика.
Впрочем, его успехи не ограничиваются одним лишь кино: он снялся в клипах Fatboy Slim и Мадонны, сыграл множество ролей на Бродвее и даже стал голограммой в одном из аттракционов парка Universal. Впечатляющий профессиональный аппетит актёра распространился и на видеоигры. В 1996-м он примерил роль детектива Винсента Магнотты в триллере Ripper, а спустя девять лет подарил голос агенту Габриэлю Уиттингу в True Crime: New York City.
Тим Карри («Один дома 2», «Оно»)
Карьера Карри разнообразна: помимо почти двухсот ролей в Голливуде, он зарекомендовал себя как блестящий профессионал озвучки, поучаствовав в паре десятков мультфильмов. Возможно, именно поэтому он так органично вписался в индустрию интерактивных развлечений.
Любители стратегий наверняка помнят его в образе генсека Анатолия Черденко из Red Alert 3. Но в середине девяностых Карри перевоплотился в не менее колоритного персонажа — безумного учёного в FMV-квесте Frankenstein: Through the Eyes of the Monster. Не исключено, что разработчики решили нанять Тима после просмотра мюзикла «Шоу ужасов Рокки Хоррора». Там он сыграл такого же сумасшедшего доктора и вскоре стал известным на весь мир.
Кристофер Ллойд («Назад в будущее», «Кто подставил кролика Роджера»)
Одну из лучших ролей актёр исполнил в комедии «Кто подставил кролика Роджера?» В этом блокбастере мультяшные герои делили экран вместе с реальными людьми. Восемь лет спустя Ллойд сам стал гостем в чужом мире: в квесте Toonstruck он перевоплотился в художника, который заснул на рабочем месте и попал в мир своих персонажей.
Эту работу Ллойда нельзя назвать самой известной, но одной из наиболее интересных и необычных — запросто. То, что на первый взгляд выглядит как безобидная забава для детей, на деле оказывается ядовитой смесью из мультяшного насилия, сортирного юмора и сатиры на западное общество, политику и религию.
Марк Хэмилл («Звёздные войны») и Малкольм МакДауэлл («Заводной апельсин»)
Самые известные имена среди многочисленного актёрского состава Wing Commander, повествование которого строилось на FMV-роликах. Впрочем, «живые» заставки — лишь одно из смелых нововведений легендарной серии космосимов.
Оба исполнили привычные для себя типажи: Хэмилл — талантливого курсанта со стремительной карьерой, а МакДауэлл — фактурного адмирала со скверным характером, который то и дело вставляет новобранцу палки в колёса. Марку настолько понравилось новое амплуа, что он с радостью поучаствовал в другом проекте этого же разработчика — Star Citizen. Да, речь о том самом амбициозном долгострое, который мастерят семь лет.
Джон Хёрт («Гарри Поттер», «Чужой»)
Tender Loving Care — не совсем игра. Настолько «не совсем», что параллельно с ПК-версией триллер можно было найти на полках видеопроката в формате DVD-Video.
Это история о супругах, которые потеряли дочь в автокатастрофе и переживают сложный период семейной жизни. Хёрт исполняет роль доктора Сесила Тёрнера, помогающего паре прийти себя после трагедии. Здесь на первый план выходит хорошо срежиссированная драма, а интерактивность — лишь вспомогательный инструмент: можно влиять на развитие сюжета, проходя тесты психиатра в конце каждого эпизода.
Клайв Оуэн («Город грехов», «Дитя человеческое»)
В своё время вторую часть космосима Privateer — ответвления серии Wing Commander — разругали критики. Но под раздачу попал лишь геймплей. С кинематографическими вставками всё было в порядке.
Ролики, конечно, не дотягивали до уровня голливудского блокбастера, но могли по качеству посоревноваться с хорошим ТВ-сериалом. Помимо на тот момент неизвестного Клайва Оуэна, который исполнил главную роль, актёрский тандем дополнили Кристофер Уокен и Джон Хёрт.
Деннис Хоппер («Бойцовская рыбка», «Синий бархат»)
Беспечный ездок Голливуда всегда стремился к новому опыту и экспериментам, и лишь затем — к деньгам. Потому неудивительно, что гуру эпатажа решил попробовать свои силы и в интерактивных развлечениях. Black Dahlia — нуарный триллер 1998 года, переосмысливающий одно из самых загадочных преступлений в истории США: убийство Элизабет Шорт. В придачу — добротная порция оккультизма и паранормальщины.
Есть в послужном списке «Несносного Денниса» и другая работа, связанная с видеоиграми. Её, мягко говоря, трудно назвать удачной. Речь о роли Короля Купы в провальной экранизации Super Mario Bros.
Конец прекрасной эпохи?
Эра FMV-релизов давно закончилась: необходимости в «живых» актёрах больше нет, их благополучно заменили 3D-модели с реалистичной мимикой. Но это не значит, что интерактивные ленты нужно отправлять на свалку бессмысленных исторических диковинок. Так же думают и некоторые инди-разработчики, регулярно публикующие свои игры с видеовставками. О возрождении жанра говорить пока не приходится. Но кто знает, быть может, именно решения из 90-х пригодятся Netflix и другим медиагигантам в работе над «интерактивным телевидением». И первые шаги уже делаются. В 2017-м Стивен Содерберг срежиссировал для HBO детективный мини-сериал «Мозаика», где развитие сюжета определялось выбором зрителя в мобильном приложении.
Автор текста: Даниил Огилец
Источник: