Обзор Yooka-Laylee — пляски на костях нашего детства
В последнее время на Kickstarter появилось много проектов, сулящих «возвращение классики». Помните Mega Man? Тогда вложитесь в Mighty No. 9! Любите Castlevania: Symphony of the Night? Голосуйте рублём за Bloodstained: Ritual of the Night! И так далее. Идут годы, меняются жанры, разработчики, а суть одна, да и результат зачастую тоже — не слишком хороший. Сегодняшний пациент, Yooka-Laylee, из той же оперы: это портал в прошлое, во времена, когда у всех на устах были Спайро и Крэш Бандикут. И надо отдать должное — новинка действительно ощущается как пришелец из 90-х.
Быстрая перемотка
Комплимент ли это? Как знать. С высоты пресс-релизных скриншотов кажется, будто амбициозная Playtonic действительно попала в яблочко. «Огромные прекрасные миры, встречи (и драки) с незабываемыми персонажами», «саундтрек твоей мечты», «потрясающие схватки с боссами, гонки на тележках» — страничка в Steam сулит горы столь золотые, аж за душу берёт. Послушать истосковавшихся по антропоморфным зверушкам геймеров, так вселенная действительно обрёла духовного наследника Banjo-Kazooie: платформер, воплотивший в себе все лучшие черты оригинала, но при поддержке новейших технологий и веяний XXI века.
А потом начинается игра — и созданный хитроумной PR-кампанией воздушный замок с грохотом падает на землю, неуклюже рассыпаясь на мелкие кусочки. За разочарованием далеко ходить не надо — достаточно нажать на «старт» («крестик», Enter, не важно), потерпеть первые десять секунд интро-ролика и здравствуй, крутое пике.
Сделано в Китае
Проблема Yooka-Laylee в том, что разработчики не знают, почему народ скучает по Banjo, Spyro, Conker и трёхмерным Rayman. Думаете, секрет успеха в отлаженном до мелочей геймплее? В хитром, но внятном дизайне уровней? В применении хитростей вроде «Теории цвета»? Ха. Ещё чего.
В понимании Playtonic «возвращение к истокам» — это просто слепленная на коленке копия. Не вдохновлённый легендами свежак (как, например, DOOM годичной давности или великолепная Rayman Origins), но паразитирующая на их славном наследии каша, вторичная и бессмысленная. Оригинальничать грешно (фанаты не оценят), поэтому всё, начиная с дизайна главного меню и заканчивая суперспособностями с мини-играми, разработчики бессовестно передрали из шедевров 20-летней давности.
Да что там меню, завязка и открывающая локация повторяют Banjo-Kazooie чуть ли не слово в слово. Разве что мотивацию героев переписали в угоду нынешним веяниям — ящерица и летучая мышь отправляются в логово длинноносого злодея не сестру спасать, а книжку, потому что… Потому что так надо, не спрашивайте. Накала страстей с подобным зачином лучше не ждать — ровно как не стоит надеяться на хорошие шутки, ярких персонажей и хлёсткие диалоги. За них отдуваются ежеминутные попытки сломать четвёртую стену, плоские гэги, женщина-холодильник, раздражающая утка в аквариуме и пчела-сионист с говорящим именем Capital B.
Пропасть или взлёт
Но плевать на абсолютно не мотивирующий двигаться дальше сценарий. Да и безыдейность не страшна. В конце концов, мы здесь не ради трогательной истории и оригинального геймплея, а чтобы всячину собирать и монстрам по голове стучать. И настоящий мастер прекрасно знает, как собрать на такой основе шедевр — спросите Сигеру Миямото, коллектив Insomniac или, скажем, команду Crystal Dynamics.
Загвоздка в том, что Playtonic им не ровня. Да, в её состав затесались ветераны Rare, но сути дела это не меняет: состав студии похож на престарелую рок-группу, которая пытается удержаться на плаву с помощью «молодой крови» — новых, вроде как профессиональных певцов, чьи каверы на некогда славные песни скорее режут уши, чем ласкают их. Представьте себе возрождённых The Beatles с Джастином Бибером в роли фронтмена — и перекреститесь. Тут положение дел даже Пол Маккартни не спасёт.
Впрочем, сходу этого не понять: Yooka-Laylee, точно хамелеон, тщательно мимикрирует под прилежный платформер. Всё на местах: Юка умеет быстро бегать, высоко прыгать, атаковать хвостом, точно тот Гекс из одноименной трилогии конца прошлого века. Уровни большие, открытые, с врагами то тут, то там. Есть магазин, где можно отовариваться спецприёмами. Секреты и тайники во всех мыслимых и немыслимых местах — ставим «галочку». Не обошлось и без разномастных аборигенов, извергающих из себя анекдоты столь плоские, что искривятся даже детсадовцы. Только вот играть почему-то совершенно не интересно. Что не работает? Всё не работает.
Например, противников мало и они беспомощны — что гады есть, что их нет, на них обращаешь столько же внимания, сколько на червей, выползающих на асфальт после дождя. Избивать слепых младенцев и отнимать у них конфеты — тот ещё кайф, особенно когда расставлены они, кажется, в абсолютно случайном порядке.
Аляповатый дизайн всего и вся тоже вгоняет в сон. Локации огромные, с кучей закутков и красивыми пейзажами — а исследовать их нет желания: каждая оторвана от повествования и слеплена абы как, «чтоб было». К тому же, набор до смешного стандартный: тропики, болота, льдина, космос и, судя по качеству графики, сбежавшее из Duke Nukem Forever казино. Злодеи, естественно, везде одни и те же — и ведут себя одинаково, из-за чего ощущения прогресса нет что в самом начале игры, что в самом конце.
Бегаешь часами на автопилоте по гигантским мертвым декорациям, расправляешься со скучными мобами, а на душе тоска. Выпускать в 2017-м году хороший ретро-платформер? Нет! Попридержите коней, индустрия к такому не готова.
Не готова она и к карте, а уж тем более телепортам: как известно, геймеры без ума от длительных блужданий, частых подзагрузок и бессмысленного бектрекинга ради пары бесполезных ништяков. Срезки погоды не делают — их мало, да и расставлены они откровенно неудачно: даже зная об их существовании, путь из одного книжного мирка в другой занимает минут пять нудного путешествия по удушливым коридорам. А то и больше.
Зато какие здесь чудные битвы с боссами! Вернее, битвы с подлой камерой и тормозным управлением. Пока монструозные стены, глазастые щупальца и скалящиеся ледышки изображают бурную деятельность где-то на заднем плане, храбный ящер дохнет «благодаря» техническим промахам и работе оператора.
Yooka-Laylee усеяна проблемами самого разного толка, которые просто устаёшь перечислять — их даже не надо искать, они сами кого угодно из-под земли достанут. Есть подозрение, что Playtonic даже не озаботилась бета-тестированием: так, дала паре сотрудников пробежаться по локациям за месяц до релиза, а потом взяла и отправила свою неведому зверушку покорять чарты назло законам логики и здравого смысла. Иначе перепады сложности, глюки и прочие радости жизни не объяснишь.
Герои не стареют
Глядя на такой парад упущеных возможностей, в голову невольно закрадывается подозрение, будто бы классика Rare тоже была неказистой ерундой. Дескать, любили мы Banjo, Donkey Kong и Conker's Bad Fur Day не за счёт их заслуг или отточенного геймплея, но ввиду банального отсутствия альтернатив на Nintendo 64. Мысль, конечно, заманчивая — но бесконечно далёкая от истины.
Достаточно сдуть пыль с Rare Replay, включить Banjo-Kazooie и уже через пять минут станет ясно, где небо, а где, простите, дно. Выяснится, что там, в 1998-м, и геймдизайн на несколько голов выше, и локации легко запоминаются, и коллекционирование финтифлюшек дозировано так, что игру не тянет бросить на полпути и заняться, скажем, чисткой картошки или заполнением бухгалтерии. Мастерская работа, любо-дорого посмотреть. А ещё нет багов и картинка, несмотря на острый недостаток полигонов, действительно приятная благодаря работе талантливых художников. Это ж надо — чтобы допотопный платформер с древней консоли оказался удобнее и в целом лучше распиаренной новинки, на которую всем миром «состригли» деньжат.
Обычно на этом месте речь заходит о достоинствах пациента — дескать, «не всё так плохо, смотрите, есть пара светлых пятен в непроглядной, промозглой тьме!» Но не сегодня — когда каждый плюс приходится выискивать чуть ли не с лупой, оно того не стоит. Выражаясь прямо, Yooka-Laylee — это ошибка. Раздражающая в своей некомпетентности поделка-подделка, за которую и гроша ломаного отдавать не стоит, какие там 1200 рублей. Остаётся только посочувствовать бедолагам, вложившим свои кровные в разработку столь бесстыдной халтуры. Утешить их можно только тем, что сиквела, скорее всего, уже не будет. А если будет — бойтесь.
Достоинства:
- неплохой, пускай абсолютно не запоминающийся саундтрек;
- красивые пейзажи в некоторых мирах;
- пара удачных шуток;
- милое камео главного героя Shovel Knight;
- Yooka-Laylee лишний раз демонстрирует, что старые игры делали с умом и тщанием.
Недостатки:
- нудный, бестолковый геймплей;
- застревающая в стенах камера;
- неудачные боссы и острый недостаток обычных врагов;
- дурной, путанный дизайн центрального хаба без какой-либо карты;
- раздражающие, плохо запрограммированные мини-игры;
- надоедливая озвучка;
- плоские гэги и слишком частые попытки сломать Четвёртую Стену;
- слабая оптимизация при устаревшей графике.
Выходные данные
- Платформы: PC, PlayStation 4, Xbox One, Nintendo Switch
- Разработчик: Playtonic Games
- Издатель: Team17
- Дата выхода в России: 11 апреля 2017 года
- Локализация: русские субтитры
- Похожие игры: Banjo-Kazooie, Banjo-Tooie, Spyro the Dragon, Jak & Daxter
- Стоит ли покупать сейчас? Нет
Автор текста: Игорь Ерышев
Источник: